Утверждаю
Директор МБОУ «Урхучимахинская СОШ»
Абдулгалимов А.М.
31. 08. 2021г.
Учебный план
МБОУ «Урхучимахинская средняя общеобразовательная
школа»
на 2021/2022 учебный год
2021г.
Пояснительная записка к учебному плану МБОУ «Урхучимахинская СОШ» на
2021/2022 учебный год»
1. Общие положения
1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебные планы Школы, реализующий основные общеобразовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования ,
формируется в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства
образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской
Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего
образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего
образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего
образования);
-Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов
образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих основные
общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
-Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 12 мая 2016 года № 2/16);
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ
«Урхучимахинская СОШ» (утверждена приказом от 27. 08. 2021 года );
-. Устав МБОУ «Урхучимахинская СОШ»
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 № 1015;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
28.12.2018 № 345;
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189
(далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
1.3. Обучение в первых классах Школы проводится по 5-дневной учебной неделе и
только в первую смену.
1.4. Режим работы в других классах проводится по шестидневной учебной неделе
в соответствии с СанПиН.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904
часов и более 3345 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
- в 1 классе — 35 минут;
- во 2 - 4 классах – 45 минут.
1.5. Учебный план является частью образовательной программы Школы. Школа
разработал образовательные программы в соответствии с ФГОС начального общего,
основного общего и среднего образования и с учетом примерных основных
образовательных программ начального общего, основного общего образования и
среднего общего, в соответствии с ФГОС.
Учебный план образовательных организаций на 2021/2022 учебный год
предусматривает:
4-х летний нормативный срок освоения образовательных программ начального
общего образования для I-IV классов;
5-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного
общего образования для V-IX классов;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего
образования для X-XI классов.
Учебный год в школе начинается 01.09.2021г.
Обязательная
часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих основную образовательную программу начального общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения. Приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №№ 1576,1577,1578
во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования
внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных
предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и литературе
с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского
языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской
Федерации.
В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования
предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и
«Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения.
1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с
образовательной программой образовательной организации осуществляется деление
классов на две группы:
- при реализации основных общеобразовательных программ начального общего и
основного общего образования при проведении учебных занятий по «Иностранному
языку» (1I-1X классы), «Технологии» (V-IX классы), родному языку, а также по
«Информатике», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий)
при наполняемости V1II-IX классов 25 и более человек;
- при реализации основных общеобразовательных программ среднего общего
образования при проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Родному
языку», «Технологии», «Физической культуре», а также по «Информатике и ИКТ»
(«Информатике»), «Естествознанию», «Физике» и «Химии» (во время проведения
практических занятий) при наполняемости класса 25 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с
меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам,
для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в том числе
изучения элективных учебных предметов.
По согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается
деление классов на три группы при реализации образовательных программ,
обеспечивающих углубленное изучение иностранных языков (при изучении
первого, основного иностранного языка), в гимназиях и образовательных
организациях с углубленным изучением иностранного языка, начиная со II класса.
Также по согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается
деление класса на группы при проведении занятий по учебному предмету «Основы
религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными
представителями) обучающихся двух и более модулей.
Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной
подготовки.
При составлении учебного плана Школы индивидуальные, групповые,
факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой
аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.282I-I0.
1.7. При организации обучения в очно-заочной и (или) заочной формах учебные
планы будут основаны на требованиях ФГОС начального общего. основного
общего и среднего общего образования. Соотношение часов классно-урочной и
самостоятельной работы обучающихся определяет Школа.
1.8. По учебному плану в Школы, обучение ведётся на русском языке, но наряду с
ним изучается даргинский язык.
1.9. Школа для использования при реализации образовательных программ выбрал:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
28.12.2018 № 345);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного
для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных
общеобразовательных программ;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного
пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую
участниками
образовательных
отношений,
учебного
плана
основных
общеобразовательных программ.
2. Начальное общее образование.
Основная образовательная программа начального общего образования включает
один
учебный план. Формы организации образовательной деятельности,
чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы начального общего образования определяет Школа.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной
аттестации обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих основную образовательную программу начального общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано:
- на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных
обязательных учебных предметов;
- на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
Организация образовательной деятельности по основной образовательной
программе начального общего образования может быть основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных
предметов, предметных областей основной образовательной программы начального
общего образования. Углубленное изучение отдельных учебных предметов
организуется в условиях пятидневной учебной недели (при соблюдении
гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной
нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений (1
час в неделю), в I-IV классах рекомендуется использовать на изучение учебного
предмета «Русский язык».
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор
фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями
родителей (законных представителей) обучающихся.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904
часов и более 3345 часов.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы.
Дополнительно:
План внеурочной деятельности Школы определен состав и структура направлений,
формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при
получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения)
с учетом интересов обучающихся и возможностей Школы.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Допускается
перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах
одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного
года.
Примерный недельный учебный план начального общего образования
(изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке)
Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение на
родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности
Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение на
родном языке
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Русский язык
Максимально допустимая недельная нагрузка
Количество часов в неделю
по классам
I
II
III
IV
всего
4
2
5
3
5
3
5
3
19
11
3
3
3
3
12
2
2
2
6
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
3
3
3
3
12
21
25
25
26
97
21
1
26
1
26
0,5
26,5
2,5
99,5
Внеклассная работа в 1-4 классах
Класс
Количество часов
Название предмета
Название предмета
1
2
3
4
2
2
2
2
8
Информатика
Информатика
Информатика
Информатика
Проектная деятельность
Шахматы
Шахматы
Шахматы
Итого
3. Основное общее образование
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий
объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа основного общего образования Школы
включает изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке.
Учебный план Школы предусматривает возможность введения учебных курсов,
обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся. Для
развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более
6020 часов.
Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную
аккредитацию Школы, реализующих образовательную программу основного
общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений Школы, определяет время, отводимое на изучение содержания
образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива Школы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
может предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ основного общего образования):
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется по
линейной модели исторического образования (изучение истории в IX классе
завершается 1914 годом).
Организация образовательной деятельности по основным образовательным
программам основного общего образования может быть основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных
предметов, предметных областей основной образовательной программы основного
общего образования.
Углубленное изучение отдельных учебных предметов может быть организовано в
V-V11 классах, как в условиях пятидневной учебной недели, так и в условиях
шестидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к
максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН
2.4.2.2821-10).
Для реализации образовательной программы, обеспечивающей углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей, в V-VII классах
используются часы части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений.
На изучение учебного предмета «Иностранный язык» предусмотрено на базовом
уровне 3 часа в неделю.
Изучение учебного предмета «Технология» в V-VIII классах построено по
модульному принципу с учетом возможностей Школы.
В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся VIII класса для
обучения графической грамоте и элементам графической культуры в рамках
учебного предмета «Технология» обязательно изучение раздела «Черчение и
графика» с использованием ИКТ.
Для организации предпрофильной подготовки обучающихся в IX классе
используется 1 час части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, и часы внеурочной деятельности на реализацию
профориентационных программ для выбора профиля дальнейшего обучения и
построения индивидуального образовательного маршрута.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
обязательна для изучения в соответствии с ФГОС основного общего образования и
предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных
традиций народов России, формирование представлений об исторической роли
традиционных религий и гражданского общества в становлении российской
государственности. Так как предметная область ОДНКНР является обязательной
предметной областью, в учебном плане Школы предусмотрено для ее изучения 1
час в неделю (34 часа в год) в V классе за счет части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345
определены учебники, которые используются при изучении предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры России».
Библиотечный фонд Школы для реализации основной образовательной
программы основного общего образования укомплектован печатными и
электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам
учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными
приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической
литературой и материалами, дополнительной литературой.
Дополнительно:
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План
внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования (до 1750 часов за пять лет обучения, в год - не более 350 часов) с
учетом интересов обучающихся и возможностей Школы.
Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности должно формироваться с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной
системы
обучения,
таких
как
художественные,
культурологические,
филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные
клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции,
школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной
деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения
в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение
учебного года.
Примерный недельный учебный план основного общего образования
(изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке)
Предметные области
Учебные
Количество часов в неделю по классам
Русский язык и
литература
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
предметы
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
Обязательная часть
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Родной язык и родная
литература
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
3
3
3
3
3
15
Второй
иностранный
язык
Математика
0
5
5
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Информатика
1
1
1
3
2
2
2
2
10
1
1
1
1
4
1
2
2
2
8
2
2
3
7
2
2
4
2
7
История России.
Всеобщая история
Обществознание
2
География
1
Физика
Естественно-научные
предметы
10
Химия
Искусство
Технология
Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Итого
Биология
1
1
1
2
Музыка
1
1
1
1
Изобразительное
искусство
Технология
1
1
1
2
2
2
Основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура
3
Основы духовнонравственной культуры
народов России
1
Часть,
формируемая
образовательных отношений
участниками
Максимально допустимая недельная нагрузка
3
4
3
1
3
7
1
1
2
3
3
15
1
32
32
33
34
34
164
1
1
2
2
2
8
ИВТ
Экол.
Рус
Био
Рус
ИД
ИВТ
Общ
32
33
35
36
36
172
Внеурочная деятельность в 5-9 классах
Класс
Количество часов
Название предмета
Название предмета
5
6
2
2
«Биссеринка»
Азбука общения
Проектирование и
конструирование
Наследие веков
7
8
9
2
2
2
10
Мир инфо
Музейное дело
Этика семейной жизни
Русское слово
Шахматы
Математика вокруг нас
Итого
4. Среднее общее образование
Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих
образовательные программы среднего общего образования на основе ФГОС,
используется в 2021/2022 учебном году в XI классе Школы, а ФГОС в Х классе.
Примерный учебный план для XI классов на основе ФКГОС и ФБУП-2004, а для Х
классов ФГОС реализует модели профильного обучения, а также обеспечивает
углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей
основной образовательной программы среднего общего образования.
Примерный учебный план устанавливает соотношение между федеральным
компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательной
организации. Федеральный компонент учебного плана представляет совокупность
базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Базовые
общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального
компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки
обучающихся. Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные
предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие
специализацию каждого конкретного профиля обучения.
При организации профильного обучения в школе для составления учебного плана
следует:
- включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне
(инвариантная часть федерального компонента);
- включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном
уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят
направление специализации образования в данном профиле.
В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом
или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента). В случае
если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из
обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из
состава инвариативной части. Уменьшать количество обязательных учебных
предметов и (или) количество часов, отводимых образовательными стандартами на
изучение предметов на базовом или профильном уровнях, запрещено.
Профильное обучение осуществляется в режиме шестидневной учебной недели.
Региональным компонентом учебного плана является определение времени на
изучение учебных предметов «родной язык» (I час в неделю в каждом классе) и
«дагестанская литература» (1 час в неделю в каждом классе) в X-XI классах.
Соблюдение регионального компонента учебного плана является обязательным для
Школы.
Часы компонента Школы при наличии учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ среднего общего образования, могут использоваться для:
- увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных
учебных предметов федерального компонента;
- преподавания элективных учебных предметов;
- преподавания учебных предметов, предлагаемых школой;
- проведения учебных практик и исследовательской деятельности;
- осуществления образовательных проектов и т.п.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору
обучающихся из компонента Школы.
Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет
поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или
получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного
экзамена;
- «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный
профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
- удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах
человеческой деятельности.
Количество изучаемых элективных учебных предметов определяется школой в
зависимости от выбора обучающихся.
При формировании учебного плана Школа выбирает элективные учебные предметы,
которые имеют программу и обеспечены учебниками и (или) учебными пособиями.
На элективных учебных предметах возможно использование электронных учебных
пособий, которые предлагаются издательствами (при соблюдении лицензионных
требований к приобретению такой продукции).
Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей
программой учителя. При этом использование балльной системы оценивания не
рекомендуется. В целях подготовки к переходу на ФГОС среднего общего
образования рекомендуется опробовать на элективных учебных предметах новые
или альтернативные методы оценивания качества знаний.
№
1
2
3
4
5
7
8
9
10
11
16
12
13
14
17
15
18
30
29
24
25
31
32
33
34
35
36
37
Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и родная
литература
Иностранный Язык
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Технология
Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности
Искусство
Внеурочная деятельность
Компонент школьного
образования
Учебные предметы
Русский язык
10к
1
11к
2
Русская литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный Язык
Алгебра
Геометрия
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Технология
Физическая культура
3
1
1
3
2
2
1
2
2
1
2
1
1
1
3
3
1
1
3
2
2
1
2
2
1
2
1
1
1
3
ОБЖ
Искусство
Астрономия
Внеурочная деятельность
Шахматы ВД
Обществознание
Химия
Русский язык
Родной язык
История
Биология
Ист Д
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ВСЕГО
3
6
2
2
6
4
4
2
4
4
2
4
2
2
2
6
2
2
1
2
2
1
2
2
2
1
1
1
38
Химия.
Кол-во уч. часов класса
Общ. пед. нагр. класса
1
38
38
1
38
38
2
76
Недельная сетка часов
№
Предмет
1а
1б
2к
3к
4к
5а
5б
6к
7к
8а
8б
9к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Русский язык
Русская литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный Язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
История
Обществознание
Физика
Химия
Биология
Физическая культура
География
Технология
ОБЖ
Музыка
Изобразительное
искусство
Окружающий мир
Основы религиозных
культур
Шахматы
Внеурочная
деятельность
Шахматы ВД
Формируемая часть2
Формируемая часть3
Формируемая часть4
Астрономия
Искусство
КШО Общество
КШО Химия
КШО русский язык
КШО родной язык
КШО история
4
2
2
1
4
2
2
1
5
3
2
1
2|2
4
5
3
2
1
3
5
5
3
2
1
3
5
6
3
2
1
3
5
3
2
2
1
3
3
2
2
1
3
3
3
2
1
3
1
3
1
1
3
2
3
1
1
3
4
5
3
2
1
2
4
4
2
2
1
3|3
4
5
3
2
1
2|2
4
3
2
1
2
1
2
3
2
1
2
1
2
2
2
3
2
1
1
1
3
2
1
2
1
2
2
2
3
2
1
1
1
3
2
1
2
1
3
2
2
3
2
1
2
2
1
2
2
2
1
1
3
1
1
1
2
2
1
2
2
2
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
3
1
2
1
3
1
2
1
3
1
2
1
3
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
10к 11к
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
КШО Биология
КШО Ист Д
КШО Химия.
КШО 5класс
КШО 6 класс
КШО 7/1
КШО 7/2
КШО 8/1
КШО 8/2
КШО 9/1
46
КШО 9/2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во уч. часов класса
22
22
28
28
29
34
34
35
37
38
38
38
38
38
Общ. пед. нагр. класса
22
22
30
28
31
34
34
35
40
38
38
38
38
38
Обязательные для изучения учебные курсы «Всеобщая история» и «История
России» в учебном плане и в классном журнале записываются под одним общим
названием учебного предмета «История», без разделения на отдельные страницы.
Независимо от принятой в образовательной организации системы текущей и
промежуточной аттестации обучающихся в аттестат выпускнику выставляется
единая отметка по учебному предмету «История». Изучение учебного предмета
«История» в X классе 2021/2022 учебного года осуществляется по линейной модели
исторического образования (1914-1945 годы).
Интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и
право)» (2 часа в неделю) на базовом уровне включает разделы «Экономика» и
«Право», которые могут преподаваться как в составе данного учебного предмета,
так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне
«Обществознание», «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные
учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.
Допускается реализация учебного предмета «Математика» в X-XI классах учебными
предметами «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» в соответствии с
образовательной программой образовательной организации.
Изучение естественнонаучных предметов в X-XI классах обеспечено отдельными
учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология»: на профильном уровне
учебные предметы «Химия» и «Биология» изучаются по 3 часу в неделю (всего 102
часа каждый), учебный предмет «Физика» - 2 часа в неделю (всего 136 часов за два
года обучения).
Учебный предмет «Астрономия» вводится в X-XI классах как отдельный
обязательный учебный предмет, направленный на изучение достижений
современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах
научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и
Вселенной в целом. Учебный предмет «Астрономия» представлен только на базовом
уровне и является обязательным (не менее 35 часов за года обучения) для изучения
вне зависимости от выбранного образовательной организацией профиля.
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в X-XI
классах является обязательным.
Организация образовательной деятельности по основным образовательным
программам среднего общего образования может быть основана на
дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных
предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего
общего образования. Таким образом, в Школых и образовательных организациях с
углубленным изучением отдельных учебных предметов также реализуется модель
профильного обучения в соответствии с целью и предметом деятельности
образовательной организации и реализуемыми образовательными программами.
Учебные планы для образовательных организаций, обеспечивающих углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной
образовательной программы среднего общего образования, должны быть основаны
на требованиях ФБУП-2004. Вариативная часть учебных планов формируется
образовательными организациями самостоятельно. Уменьшать количество
обязательных учебных предметов и (или) количество часов на изучение
обязательных учебных предметов запрещено.
Количество часов, отводимых на учебные предметы, изучающихся на углубленном
уровне в Школых и образовательных организациях с углубленным изучением
отдельных учебных предметов, должно соответствовать количеству часов по
данным учебным предметам на профильном уровне, установленному ФБУП-2004.
Освоение общеобразовательных программ, обеспечивающих углубленное изучение
отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной
программы среднего общего образования, осуществляется в режиме шестидневной
учебной недели.